В классической музыке, нисходящий тетрахорд (линия четырех нот), с интервалами тон-тон-полутон, прозывается фригийским витком, какой представляет основой фригийского лада.
Фригийский лад отвечает дорийскому ладу в древнегреческой музыкологии (христианская храм ошибочно интерпретировала Латинские тексты Боэция, и дала древним ладам неверные наименования в начале 8го века).
Фригийская диатоническая гамма – это два фригийских тетрахорда, распределенные цельным тоном. Мелодии во фригийском ладу передают специфическое надвигаться, с характерным минорным звучанием (из-за малой терции) и неожиданной пониженной другой ступени.
В барочный фазис, когда концепция аллегорий стала насыщенным определяющим элементом музыки, фригийский виток использовался точно риторическая фигура, точно музыкальная иносказание, коя символизировала Вздох. Это был одинешенек из самых наиболее используемых витков того времени, и использовался почитай всеми композитором того стадия.
особливо насыщенным было использование этой фигуры в линиях баса, предоставляющее нисходящие аккордовые последовательности.
черта баса членораздельно слышна во вводных тактах Adagio сонаты Альбинони (начало 18го века), широко именитое под наименованием Adagio соль минор.
Еще одно характеристическое использование фригийского витка было в облике каденции, завершающей фразу на доминанте.
однако традиция использования риторических фигур в музыке не нашла места в классическом фазисе, и фригийский виток использовался все жиже. Там, где он и является, это обыкновенно обращение к прошедшему.
Бетховен использовал крошечку измененный фригийский виток в первых тактах его "Лунной" сонаты.
|